Page 53 - 22_Neat
P. 53
да часто прогоняли. Наиболее словоохотливые показывали на остатки фундаментов, на рвы, ямы и объясняли, что здесь была баня, здесь – хлебопекарня, здесь –комендатура и т. д. Кстати, должность коменданта еще долго сохранялась и после войны, он отвечал за порядок во внутренней жизни поселка. Я упоминал выше о лазарете, в котором медсестрой рабо- тала мама и о фотографии, на которой медперсонал снят с па- циентами «больнички». Среди изможденных, страдающих лиц много з/к. тюрк- ского происхождения. Это татарские и башкирские «национа- листы». Всех этих несчастных людей заставляли участвовать в «социалистическом соревновании», чтобы таким образом они перевоспитывались. Вот один из эпизодов такого соревно- вания, отец рассказал его матери, а она мне. Двое з/к. из уго- ловных встречаются на мостках, ведущих к котловану: один возвращается с пустой тачкой, другой спешит с тачкой, полной бетона, сверху лежит лопата для выгрузки. Оба в азарте, спе- шат, требуют уступить дорогу друг другу. Ни один не уступает, и спор решается быстро: тот, кто везет бетон, хватает лопату и раскраивает ею череп супротивнику. Тот падает вниз, побе- дитель сталкивает с мостков его тачку и спешит вперед. Это энтузиазм стахановцев? Нет, это гениальное изобретение тео- ретиков Гулага: за выполнение нормы – полная пайка, за пере- выполнение – дополнительный кусок хлеба к ней. За невыпол- нение нормы – снижение пайки до 50 %, хотя и на полной-то норме питания можно было еле держаться на ногах. И это при адски тяжелом труде по выемке сотен тысяч кубов земли и ук- ладке таких же сотен тысяч кубов бетона! Эту ложь об энтузиастах-колхозниках я слышал еще в 1988 году от молодого учителя истории Е.Ю. Зеленцова, впос- ледствии священника о. Евгения. Мы встретились на курсах повышения квалификации в г. Куйбышеве. Он жил и препода- вал в с. Богатое и хорошо знал о всех достопримечательностях Богатовского р-она. От него я узнал, что один из учителей из 53