Page 88 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 88
вступали в конфликт с Христианским учением. Посвятив большую часть своего текста азбучным истинам, Вы лукаво обошли вопрос о самом понятии "неканоничности". К неканоническим религиозным текстам (в узком смысле этого понятия) относят тексты, в своей основе не противоречащие учению, но твердо не установленные, церковно не узаконенные. Д.И. Корнющенко, чтобы смягчить свою оценку, использовал это понятие для обозначения текста, который вышел даже за рамки неканонического. Две конкретные строчки из "Рождества": 1) "Славим Всевышний, Твое мы на свет появленье". Но Всевышний, Владыка, Бог, Творец, Первопричина - в христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. А Творец - изначален. Свет, бытие, даже категория "существования" - вторичны. На свет появился Сын Божий Иисус Христос, а не Всевышний.!!! 2) "Слово Господне во плоть превратилося вдруг". Почему "вдруг"? – ради рифмы? – тогда это пустое суесловие. Почему "превратилось"? Почему в "плоть"? У Иисуса Христа, извините, не одна только плоть была. И если Слово превратилось, значит, - исчезло, стало адекватно плоти. Высшее стало низшим. Если Слово приравнивается к Богу, то Бог исчез, превратившись в плоть. Явная нелепица, абсурд. Божественное Слово может облечься в плоть – это другое дело. Вот это и "режет" слух, душу и разум, а не надуманные "сложность" или "скромность" автора. С точки зрения богословия, все сказанное В. Семендяем, - ересь. С точки зрения философии –глупость. Вот в чем, мягко выражаясь, "неканоничность" этих и ряда других строк. 7. Вы представили дело таким образом, что Д.И. Корнющенко и Е.М. Гуреев (не иначе как, свихнувшись) инквизируют коляды, а также религиозный и околорелигиозный эпос. По содержанию любого текста видно, касается он религиозной догматики или нет. Если касается, то далее идут вопросы непротиворечивости, церковного использования, а значит - каноничности. Коляды не претендуют на внутрицерковное использование, лишь слегка касаются догматики и ей не противоречат. И никаких высказываний против коляд ни у меня, ни у Д.И. не было. В песне "Рождество", как я уже показал, догматика затрагивается самым непосредственным и грубым образом. 8. В вашем гимне неканоничности Вы косвенно тронули и языческие элементы. Есть глубокое православие, а есть фанатично- поверхностное. Довольно часто "внутреннее православие" оказывается или лубочным, или любопытствующе-туристическим, или пользовательским. Разберитесь в этих вопросах. Языческие элементы 86