Page 105 - 22_Neat
P. 105
в современном понимании слова не было; была хорошо нака- танная грунтовая дорога, которая раскисала весной и осенью, а летом – при любом сильном дожде. Дорогу на Богатое пре- граждал овраг – знаменитая у нас «Нюхалка». Когда эта «Ню- халка» весной разливалась, то начинались школьные весенние каникулы, т.к. дети из других мест в школу добраться не могли. И перекрывался временно путь на Богатое. Однажды ранней весной 1949 г. мама вместе с поварихой В.А. Быстровой, воз- вращаясь вечером из Богатое, попали в начавшийся разлив и спасали груз продуктов и ящик с книгами. Но об этом событии я расскажу позже. Возвращаясь с совещаний, семинаров, курсов мать приво- зила ученические тетради, заполненные разными методичес- кими советами и списками загадок, стихотворений, песен для детей дошкольного возраста. Среди авторов были имена Пуш- кина, А.К. Толстого, Майкова, Фета, Саши Черного, Есенина и, конечно, советских детских поэтов: Трутневой, Благининой, Осеевой, Маршака и др. В особой тетради были выписаны «Советы юному читателю», список книг для чтения под заго- ловком «Книга – друг пионеров» и «Культура Поведения». Из Куйбышева мама привезла книгу «Что читать детям», 1947 г., которая потом сослужила мне хорошую службу в процессе мо- его подросткового и юношеского самообразования. Увы, низовая культура с сильным уголовно-лагерным ак- центом порой пересиливала все воспитательные заботы. После войны появилось немало маргинальных семей, кочевавших из города в деревню и наоборот. Можно легко представить, какую городскую культуру их дети привносили в среду детсадовских детей. Я помню, по крайней мере, три таких семьи, отпрыски которых просвещали нас, «деревенских». И однажды, вернув- шись из садика домой, я объявил, что выучил новое стихотво- рение «от одного мальчика» и хочу его прочитать вслух. Мама и бабушка услужливо помогли мне забраться на табуретку, как 105