Page 192 -
P. 192
Ушел он в тень, где не звучат слова, Где гнев безжизнен и любовь мертва. Молодой украинский поэт, чьи сонеты 10-20-х годов наполнены какой-то тоской по мировой культуре, в четырнадцати сонетных строках сложил поэтический конспект философской и жизненной трагической тропы Ницше. В будущем М. Рыльскому предстоит другой трагизм: "Песня о Сталине", написанная ради спасения себя и своей семьи. В целом в советской культуре ницшеанский миф "не собрался", однако в снятом виде присутствовал всегда. В "зрелой сталинской" культуре мы улавливаем его в хрестоматийных текстах "Брусков", "Как закалялась сталь", "Петр Первый", "Повесть о настоящем человеке". К текстам можно добавить множество кинофильмов о Ленине и Сталине, о вождях поменьше рангом, о героях революции (кинотрилогия о бандите Камо), о рядовых членах партии ("Коммунист"); тут и живописные полотна, скульптурные композиции, музыкальные творения разного уровня. Это и "эстетизация революции" у Бабеля, "сознательное творчество истории" у Мандельштама. Существуют и негативные отражения ницшеанского мифа в "Докторе Живаго" (прозрение героя от мифа к 194
   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196   197