Page 190 -
P. 190
В западной славистике феномен ницшеанства в России исследовался достаточно интенсивно. Я упоминал сборник Б. Розенталь "Ницше в России", 1986, кое-что цитировал из него. Следует признать, что эти исследования на Западе приносят гораздо большие результаты, чем в России, даже в последнее десятилетие. Э. Клоус "Революция морального сознания: Ницше и русская литература 1890-1914 гг." (1988), Х. Гюнтер "Социалистический сверхчеловек: Максим Горький и советский героический миф" (1993), "Ницше и советская культура: союзник и противник", Кэмбридж-Нью-Йорк, 1995. В последнем сборнике прослеживается конгениальность Ницше, Маяковского и футуризма, Хлебникова; Гумилева и акмеизма в целом, русского оккультизма. Далее: апелляции к Ницше в 20-е годы через советский театр, архитектуру домов-коммун (как театр-синтез Вагнера в Байрейте); в 30-е -- оппозиция комсомольского авангарда и ее риторика, образ сверхчеловека в советской фотографии, фотомонтажи и плакаты 1930-х годов. Элементы ницшеанского влияния на советскую официальную и неофициальную культуру рассматриваются на примере возвращения Пушкина в советскую культуру, на рецепциях Ницше М. Бахтиным, М. Булгаковым и другими. 192
   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195