Page 171 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 171
нации, и для всего мирового сообщества. Вместо того, чтобы подготовить сообщество к многочисленным и опасным вызовам, которые ему бросает новая эпоха, ему советуют "отвлечься, расслабиться, забыться или предаться азарту и страстям" - самое время!!! Причем, к наибольшим проблемам культурно-общественного восприятия и различного рода культурных организаций и сообществ относятся отсутствие любви к истине, провинционализм, приспособленчество, заглаживание острых углов и проблем, амбициозность, властолюбие, невежество. Как ответная реакция в литературу и искусство врываются пессимизм, безысходность, цинизм, апокалиптические настроения. В конце концов, они могут захлестнуть общественное сознание. Что дальше? Вспомним могущественный Древний Рим в тот период, когда культурной квинтэссенцией стали требования хлеба, женщин и зрелищ. Затем - распад Рима, и не только: исчезновение культуры, живого разговорного языка и самой некогда господствующей нации. Может показаться, что философы, культурологи, некоторые литераторы, в частности, Д.И. Корнющенко и Е.М. Гуреев нагнетают все это, сгущают краски. Точнее сказать – мы ставим определенные акценты, про которые в обществе забывают. Да, есть в нашем обществе некоторые обнадеживающие и светлые моменты. И концепции "веселизма" и "идиллического умиротворения" (другие перечисленные я отвергаю) нужны в "терапевтических" целях, но нельзя всё сводить только к ним, иначе – катастрофа. Есть крылатая фраза: "Провинция спасет Россию". Но провинция ее может и уничтожить, точнее – не провинция, а провинционализм (не нужно путать эти понятия). Провинционализм это слепота во времени и пространстве, изолированность и нетерпимость, страусиная политика, отрицание всего иного, неизвестного, неосвоенного, нового; боязнь выхода за границы "своей территории". Провинционализм, зарождающийся в провинции, может заразить и столицы. С другой стороны, провинция, как мы видим на примерах Э. Циолковского, М. Шолохова, В. Астафьева и других многочисленных примерах, может явиться источником общероссийского, общепланетарного и космического мышления. творения, а скорее -- природной аномалией, йеху двадцать первого столетия, бесчеловечья в человеке, реального носителя всех признаков дьявольского перерождения человека, общественного животного, уничтожающего соплеменника. 169