Page 101 -
P. 101
справедливо усматривают педагогическую и культурную практику тоталитаризма. Нам ли ее не знать! Чтение этих страниц "Государства", как и вообще всего сочинения Платона во второй, в третий раз вызывает все большее удивление, замешательство, смятение. Да не издевается ли над нами один из Учителей человечества? Сочинив этот идеальный строй, не создал ли он скрытую ловушку для будущего? А если его замысел был глубоко провокативен, как и идея идеального правителя- философа (сам Платон)? На многие поколения вперед рассчитал свои чары античный мудрец: вот к чему вы будете стремиться вновь и вновь -- к тому, что я написал тысячи лет назад. За смерть учителя, за неудачи в попытках влиять на тиранов, не знающих геометрии, за справедливую афинскую демократию, казнившую Сократа, он задумал отомстить современникам и потомкам: вот я вас! Отомстить не зло, но памятно: я дам вам такой идеал царства необходимости, что вы и не захотите царства свободы, настолько он будет привлекателен. Но, жалея вас, я сделаю все, чтобы вы его не достигли. Поэтому, создав архетип тоталитаризма, он поручил излагать и обосновывать его Сократу, своему учителю. Ведь все еще помнили в Афинах, что от 103