Page 114 -
P. 114
государстве. Все-таки в науке проблема идентичности решается в пользу сократических диалогов Платона и "Воспоминаний" Ксенофонта. Именно в них мы находим мысли, близкие основным положениям будущей великой религии. Расхождения же понятны. И Сын Божий в четырех Евангелиях не одинаков, не говоря об апокрифах. Был, однако, наш современник, который знал и понимал древних мудрецов может быть, лучше, чем очевидцы. Это А.Ф. Лосев. На нескольких страницах второго тома "Истории античной эстетики" он дает свою характеристику Сократу так, как будто бы он долго наблюдал за ним вживе (или -- глядя в зеркало?). Этот текст -- блестящий пример воссоздания психологического портрета личности только на основе, опять же, чужих текстов. "Этот общий облик -- загадочный и страшноватый. В особенности не ухватишь этого человека в его постоянном иронизировании, в его лукавом подмигивании, когда речь идет о великих проблемах жизни и духа. Нельзя же быть вечно добродушным. А Сократ был вечно добродушен и жизнерадостен. И не тем бесплодным стариковским добродушием он отличался, которые многие принимают за духовную высоту и внутреннее совершенство. Нет, он был как-то особенно ехидно 116
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119