Page 125 -
P. 125
Возвратившись без ведома сознания, бессознательное содержание оказывает на "я" навязчивое влияние, которого невозможно избежать. Это и есть возвращение вытесненного. Строго говоря, этот процесс более свойствен психологии индивида, что я и показал ранее на своем собственном примере. Однако, он происходит и в коллективном бессознательном, в психологии толп. Свежайший пример: возвращение славяно-русского архетипа "вражды с погаными". Назову его условно строкой из Пушкина: "... Руку правую потешить, / Сорочина в поле спешить / Иль башку с широких плеч / У татарина отсечь, / Или вытравить из леса Пятигорского черкеса". Можно и покороче, из "Казачьей колыбельной" Лермонтова: "Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал". Оторванные от своего исторического времени и места, эти архетипы вторглись в национальное сознание России, и вот -- неслыханный ранее процесс трогательного единства власти и общества, спаянного кровью: русской и чеченской. А героические генералы Российской Армии -- сплошь Ермоловы и Барятинские, -- на которых еще недавно показывали пальцем, вдруг, предстали спасителями отечества, и кто знает, не примеряются ли ими исподтишка маски фюреров! 127
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130