Page 121 -
P. 121
напоминанием правды, если своя совесть, своя память, своя гордость молчат? Еще о неприязни Ницше к Сократу: тот уже был сверхчеловеком, приходившим к людям как учитель, большим предтечей богочеловека Христа, чем Иоанн Креститель. Все трое были казнены. Поэтому Ницше глумился над ними. Он был уверен, что в грядущем осуществится не казнимый, а казнящий сверхчеловек (хотя бы силой своего духа). Весь антиэллинский облик Сократа, простецкий образ его жизни (сварливая Ксантиппа), ясная "уитменовская" мудрость настолько не походили на героев аттической трагедии, на рыцарей "Нибелунгов", на персонажей опер Р. Вагнера, что оскорбляли эстетическое чутье автора "Происхождение трагедии из духа музыки". Он и создал сверхчеловека -- антипода -- пророка Заратустру с его темной "гераклитовской" мудростью и гераклитовским же презрением к "сволочи людской", какой, увы, большинство в мире. Исторически Ницше оказался прав. Но Заратустра отрицал У. Уитмена -- поэта демократии. А теперь -- в Подземелье истории! 123
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126