Page 203 -
P. 203
Напрашивается следующий вывод: как бы не перекрывались все пути и каналы возможного проникновения в советскую культуры учения Ницше и западного ницшеанства, а за "железным занавесом" и под "железной пятой" марксистско-ленинской идеологии магистральная линия развития культуры и литературы в СССР (к уже упоминавшимся именам следует добавить К. Малевича, П. Филонова, Вс. Мейерхольда, С. Кржижановского, эмигранта Г. Газданова) в 20-30-е годы и в поздние времена обнаруживает явную параллельность к тому миру идей, который в Европе традиционно связывается с Ницше. Этим идеям очень трудно ужиться с ментальностью стандартного советского интеллигента, но они все же скрыто присутствуют в форме культурного подсознания. По образному сравнению А. Якимовича, картина скрытого ницшеанства в советской культуре напоминает знаменитую ситуацию у Л. Кэррола -- чеширского кота нет, но его улыбка -- вот она, имеется ("Родина", 1993, N 5-6). И уже вплотную подступила тема: Ф. Ницше и постмодернизм, в частности, "постсоветский постмодернизм". С 1989 года произведения Ницше издавались неоднократно, в библиографии я указал то, что было на 1994 г. включительно. Последняя новая 205
   198   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208