Page 293 -
P. 293
решительно как против антисемитизма ("Маленький принц" посвящен его другу, еврею Леону Верту, ему же адресовано "Письмо заложнику"), восстает и против сталинского фашизма -- агрессии против Финляндии: его группа летчиков предложила себя добровольцами для защиты Финляндии. А. Любищев резюмирует: "Новый синтез должен исполнить заветы ряда славных имен: Кропоткин, Л. Толстой, Ганди, Жорес. В эту фалангу включается и Сент-Экзюпери". В дополнение о творческой близости, похожих эстетических критериях, общей высокоразреженной, как воздух на горных вершинах, духовности этих художников единого "архетипа-Эмпедокла" нужно добавить сходство их человеческих жизней и судеб. Почти все они умерли рано, не пройдя земной жизни и наполовину. Мало того, они торопят свою смерть, им аккомпанирует гибель. Совершенно невероятной смертью погибает Эмпедокл; в безумии умирают Гельдерлин, Ницше, Мусоргский; убивают себя Ван Гог, Маяковский, Цветаева; сознательно идут навстречу гибели Байрон, Лермонтов, Сент- Экзюпери; нелепой смертью погибают Скрябин, К. Васильев; умирают, отказываясь жить дальше, Бодлер, Рембо, Розанов, В. Высоцкий. 295