Page 292 -
P. 292
интеллигентность, которая ему не выпала на долю. Во имя чего он будет восхищаться? Он будет восхищаться под ярмом другого тирана". А вот одно из самых примечательных мест "Карне", цитируемое Любищевым: "Бессмысленно все время бороться против чего-то. Нельзя ли добросовестно свести баланс с каждой из сторон? Чего требуют левые, правые, сталинисты, троцкисты, анархисты? К какой цели ведут предложенные средства? В демократии я спасаю жалкого индивида, но в подлинной Западной цивилизации, я спасаю Бога, не права человека, но права Бога через человека. И я уважаю в человеке образ Бога, а не индивида. По сталинской или нацистской справедливости я подавляю социально дефективного человека, подобно тому как подавляю пилота, допустившего аварию судна. По западной справедливости я его освобождаю в имя его внутренней родины..." Нужно ли говорить о том неприятии, которое испытывал Сент-Экзюпери к тоталитаризму любого рода. "Лозунг: "гражданская война есть повивальная бабка истории", -- пишет Любищев, -- ничуть не лучше лозунга Ницше: "война есть гигиена истории". Оба -- порядочная мерзость". Сент-Экзюпери так же 294
   287   288   289   290   291   292   293   294   295   296   297