Page 290 -
P. 290
постулаты "прогрессивного лагеря" (марксизма) и "реакционного лагеря" (фашизма) и приходит к выводу, что это практически одно и то же. Следует помнить, что сравнение это происходит в 1960 году! А поскольку Экзюпери оставил немало записей резко критикующих марксизм, социализм, сталинизм, вообще любую стадную идеологию, то левая "прогрессивная" общественность и подозревала его в сочувствии фашизму, в частности, в защите интересов элиты, личности, перед массой, коллективом. С этих же позиций Экзюпери критиковал и демократию, и фашизм, и коммунизм, но этого не хотели видеть. Любишев, как и во всем опережал свое время и первым поставил вопрос, который стал привлекать внимание в западной общественной мысли лишь в последние несколько лет. А вопрос этот заключается в том, что быть антифашистом и антинацистом -- это еще не свидетельство о гуманизме и демократизме. Коммунисты надолго присвоили себе звание "антифашистов" и откровенно спекулировали им по простой логике: если вы не за нас, значит вы за фашистов. И лишь на исходе XX века становится понятным, да и то с трудом, что демократия и гуманизм -- это неприятие и борьба и с тем и с другим. Победа коммунистов над фашистами во Второй мировой войне -- вот причина этого 292