Page 53 -
P. 53
существование и стремясь очаровать читателя рассказом о своей жизни, будучи уверенными, что говорят чистую правду". ("Век толп") Вот так мне самому довелось испытать, что такое освобождение будущего от прошлого и прошлого от будущего. Свершая освобождение, нужно в начале отдать их во взаимное рабство. Нужно самому сдаться им в плен. Только потом наступает освобождение. Но наступит ли? И не было ли то, о чем я рассказал, каким-то мучительным экспериментом, устроенным жизнью, чтобы его болезненные результаты обнажили, как в душевном мире мало кому известного человека происходят вечные процессы столкновения разных времен его существования? Ю. Лотман, исследуя историческое мышление Н. Карамзина, обнаруживает дискретность в смысле и назначении истории: то, что является гармонией в высшем недоступном человеку смысле, то с человеческих позиций -- слепой рок. Чье прошлое, чье будущее нам важнее, дороже всего? Нации, страны, человечества? Нет, наше личное. Мое, моих близких, моих потомков. И они же в вечном непрерывном потоке времени сливаются с мириадами чужих времен жизни. Этот поток и есть коллективное прошлое, настоящее, будущее человечества. 55