Page 78 -
P. 78
Глава III. "Прошлое -- это колодец глубины несказанной" Т. Манн. Так начинает великий немецкий писатель роман-эпопею "Иосиф и его братья" о древнейшей истории еврейского народа (его машинистка, перепечатывая текст, сказала: "Теперь, наконец-то, можно узнать, как все было на самом деле!"). Вернемся по колодцу времени из Израиля и Иудеи выше в мир Средневековья, чтобы потом еще раз опуститься, но в античную Грецию. Почему в скандинавских и германских мифах будущее так часто предваряется намеками или прямыми сообщениями о том, что произойдет с героями дальше? В мире исландских "Эдд" и, особенно, в мире "Песни о Нибелунгах" сначала нас предупреждают об одном будущем, потом -- о будущем будущего. Тоже с прошлым: упоминается одно прошлое, затем -- прошлое прошлого. Предсказания уже все поведали о героях, "Старшая Эдда" начинается "Прорицанием вёльвы", предрекающим всеобщую гибель богов и мира -- Рагнарёк. Боги последующих мифов-текстов уже как бы и не существуют: они сгорели во всемирном 80
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83