Page 91 -
P. 91
христианин, возможно, даже клирик. Поэзия -- поэзией, а вера -- верой. Вряд ли ему были по душе предсказания из дохристианских времен, сделанные языческими богами, карликами, драконами. Все его герои -- истые христиане, кроме Этцеля (между прочим, самого гуманного). Философской основой "Песни о Нибелунгах" является, скорее всего, учение Бл. Августина о предопределении и свободе воли. Сколько бы не предпринимал человек нравственных усилий, он не может повлиять на предначертанную ему судьбу -- быть спасенным или обреченным на гибель. Но он же наделен Богом свободой воли, и тот же Хаген, зная свою судьбу, субъективно действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Воля христианского Бога гетерогенно сливается не только с языческими предсказаниями, но и с ведущими понятиями античной мифологии. И тем самым автор "Песни" дает нам право поискать первообразы нибелунгов значительно глубже в колодце времени. Языческое прошлое раннего Средневековья из "Эдды" вторглось в христианский мир "Нибелунгов" и разрушило его. Сосредоточимся на героической вере в судьбу в немецком эпосе. Не отсюда ли берет свое начало amor fati -- "любовь к року" Ф. Ницше? В конце 1870 года в начале своей дружбы с Рихардом 93
   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96