Page 94 -
P. 94
-- пожар Трои. Скандинавские песни о мести Гудрун Этцелю-Атли вообще повторяют сюжеты многих эллинских мифов. Образованная элита средних веков была неплохо знакома с событиями троянской войны, если не по Гомеру, то по позднеантичным повестям "Дневник Троянской войны" и "О гибели Трои". Рыцарские романы Бенуа де Сент-Мора "Роман о Трое" и "История разрушения Трои" Гвидо де Колумна свидетельствуют об этом. Модификация судеб героев (Зигфрид-Ахилл гибнет не от руки сластолюбца, а от руки Хагена-Гектора, пораженный в уязвимое место; жалкий конец Хагена можно сравнить с поруганием тела Гектора, и т.д.) вполне объясняются различием античного и средневекового менталитетов. Если допустить возможность таких литературно-мифологических инкарнаций, то перед нами картина зависимости средневекового будущего от античного прошлого. Да, это мифы, поэзия. Но они отражали реальные события, еще сохранившиеся в исторической памяти народов, и повторение сюжетов могло восприниматься как неизбежное возвращение прошлого в будущее. "Сообщений" из будущего еще не было, кроме упомянутых выше прорицаний. 96