Page 204 - 22_Neat
P. 204
Сделаю к этому мемориальному тексту свои небольшие комментарии. Дата смерти ошибочно указана 29.06.1956. Не знаю, почему дядя Женя ошибся. В официальном докумен- те названа точная дата: 2.07.1956. В момент смерти ей было 85 лет и 9,5 месяцев. Даты ее жизни мы приводили в «Родос- ловной» на с. 15. «Положили с ней крестик…». У бабушки отношения с ре- лигией были, скорее, будничные. В Бога она верила, но, ни об- ряды, ни иконы, ни духовенство она не почитала, хотя призна- вала все эти артефакты более угодными Богу, нежели советская власть. В ее верованиях, определенно, заметны были черты старообрядчества. Она, когда крестилась, то творила крестное знамение не тремя, а двумя перстами. В доме не было никаких атрибутов православного культа. Единственный христианский символ я помню с раннего детства: это был перламутровый крестик, но скорее протестантского, чем православного веро- исповедания. Как мне объясняла бабушка, крестик был приве- зен кем-то из Иерусалима, и был освящен в Храме Гроба Гос- подня. Крестик висел на черном гайтане на никелированной спинке ее небольшой кровати. Однажды я позволил себе ко- щунственную выходку: несколько раз сильно ударял по крес- тику, и он с силой обматывался вокруг круглой стойки кровати. В результате это кончилось плохо: крестик с силой ударился о железо, и от него отвалился небольшой кусочек перламут- ра, – от горизонтальной перекладины креста. Я с замирани- ем сердца ждал, как мне достанется от мамы или бабушки за скверную выходку, но они или не заметили, или решили, что это произошло случайно. Вот этот крестик и положили с нею в гроб. Но почему не надели на шею? «День и ночь у гроба пели монашки…». Это были две жен- щины, сестры (или они называли так себя по монастырскому уставу?), которые переселились в Арзамасцевку из какого-то закрытого и разоренного большевиками монастыря. Жили они вместе, очень скудно, а на жизнь зарабатывали вот таки- 204