Page 67 - 22_Neat
P. 67
В Кутулукстрое у родителей уже было хозяйство. Завели корову, чтобы было «свое» молоко для детей. На кутулукских угодьях отец накашивал на зиму сено, а остальной уход за ко- ровой лежал на плечах матери и бабушки. Корова была высоко- удойная, но после гибели отца ее пришлось продать. На водо- хранилище в конце лета и осенью слеталось множество птиц, там они жировали, готовились к перелету. Отец любил и умел охотиться, у него было хорошее охотничье ружье (сибиряк!) и он каждый раз приносил много добычи, главным образом, диких уток. Маме, как и бабушке, потомственной горожанке и дворянке, пришлось испытать неизбежный метаморфоз: пре- вращение в сельчанку со всеми вытекающими из этого статуса последствиями. «Посмотри, какие у меня красивые ручки!» – с женским кокетством сказала она мужу вскоре после замужес- тва. – Если бы эти ручки еще умели что-нибудь делать!» – от- ветил он ей с крестьянской практичностью. И ее ручки, дейс- твительно, научились все делать. Уже в войну деревенские женщины пели о себе: – Вот спасибо Сталину Сделал меня барыней: Я и лошадь, я и бык, Я и баба, и мужик! – Сельскохозяйственный труд в приусадебных хозяйствах колхозников, рабочих совхозов и сельской интеллигенции в те годы оставался на уровне позднего неолита. Помимо традици- онных картошки, тыкв, моркови на наших двух участках (ого- роде возле барака и на 14 сотках на землях, принадлежащих УКОСу), мы выращивали пшеницу, рожь, просо. Эти зерновые культуры нужно было не только вырастить, но и убрать. Жен- щины жали серпами и составляли снопы: вязали их и делали небольшие копны – «пятки». Если повезет, то можно было на- нять косаря с косой, снабженной «крюком», тогда снопы вязать было легче. Для обмолота готовили общий ток: объединялись 67