Page 186 -
P. 186
расправились большевики), она стала восторгаться певцами насилия Марксом и Ницше, и позднее -- Лениным. Возможно, в этом признании будущей революции ("Но вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном") проявились исторические особенности русской духовности. И Ницше и Маркс оправдывали существование рабства в античном мире как необходимое и неизбежное условие развития высокого уровня культуры. Формирование же новой русской культуры приходится на XVIII-XIX века, т.е. время апогея и упадка крепостного права. Мужики трудились как рабы, их господа набирались знаний, осваивали европейский "политес", овладевали европейской культурой, творили, философствовали, спорили о судьбах России, страдали "за мужика". Прекрасный "Серебряный век" не состоялся бы, если бы за его спиной не было многовекового рабства. Менее половины столетия между Великой Реформой и русским символизмом были социокультурным динамичным условием переоценки ценностей. Ницше и Маркс вносили новую струю в этот поток. Культурная элита могла многое почерпнуть у них путем некой перестановки действующих лиц в их гражданских драмах-утопиях. После Февральской революции газета "Биржевые ведомости" печатала 188
   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191