Page 185 -
P. 185
самоуверенности" (так же определил сущность Ницше философ Макс Нордау в книге "Вырождение"). По мнению Толстого, после М. Аврелия, Руссо, Канта, В. Соловьева, нельзя считать произведения Ницше философией. В письме в газету "Цайт" (1902), предчувствуя близкое будущее, он писал: "Главным толкователем и восхвалителем этого озверения является полусумасшедший (уже сумасшедший, но умерший -- Д.К.), самоуверенный, ограниченный, неосновательный, но бойкий на язык Ницше". Возмущало Толстого антихристианство Ницше и его теория внеморальности искусства (по ст. Г. Андреева "Почитаемый и презираемый", "Рус. М.", N 4333, 2000). Пожалуй следует добавить, что в русском духовном дискурсе начала века Ницше наряду с Марксом был главным соперником Л. Толстого в воздействии на умы. Суммируя эти небольшие наблюдения над судьбами философии Ницше в России, можно сделать неутешительные выводы. Резюме: русская интеллигенция в массе своей оказалась подготовлена к катастрофе 1917 года. Отказавшись в конце концов от ненасильственного анархизма Л. Толстого (Толстовские общества, коммуны погоды не делали, не случайно немногочисленные общины переселялись в Америку, а с остатками толстовцев 187