Page 218 -
P. 218
* * * О предтечах Ницше в мифотворчестве, в мифосотворении "сверхчеловека". Я называл русских К. Леонтьева и В. Розанова, цитировал неглупые, но все-таки казусные рассуждения А. Грамши о простонародных истоках сверхчеловека. Нечто похожее можно встретить и в отечественной литературе последнего десятилетия. Так философ А.П. Скрипник в неплохой книге "Моральное зло", М., 1992, рассматривая имморализм Ницше, акцентирует внимание на психологических и биологических смыслах понятия "воли к власти": и вожди и толпа предопределены уже от рождения. Одним властвовать, другим покоряться. Мораль -- средство подчинения индивидуального общему, средство завистливого насаждения равенства. "Находя в положительном содержании морали проявление человеческой слабости, Ницше старался показать в негативных ее сторонах силу и возвышенность. Философия жизни являет собой эстетическую форму имморализма. Зло здесь трактуется как прекрасное, как неограниченная полнота жизненных выражений, как наилучшая, самая конструктивная и одухотворяющая из человеческих сил. Аморализм и преступность 220
   213   214   215   216   217   218   219   220   221   222   223