Page 239 -
P. 239
приблизительно в 1874 году. Ницше, без сомнения, был поражен, как и Маккей, кратким анализом Ланге в его "Истории материализма". Ланге действительно, представляет в нем систему Штирнера как род введения в метафизику Шопенгауэра. Ницше же в первый период был страстным поклонником этой метафизики. Если сравнить, с другой стороны, идеи Штирнера с соответствующими идеями Ницше, то нужно констатировать, что сходство обеих систем весьма поверхностное". Далее, Леви, сравнивая три периода творчества Ницше с книгой Штирнера, находит некоторое несущественное сходство в первом периоде -- в понимании своеобразного характера "я"; признает более близкую их связь во втором периоде (признание эгоизма и свободы, отрицание морали, права, государства); в третьем периоде несогласие между идеями Ницше и Штирнера вырисовывается особенно резко: Штирнер весь в "настоящем", Ницше -- весь в "будущем". Я. Менил, автор статьи "Штирнер, Ницше и анархизм" в парижском журнале "Новые времена" идет по пути сравнения спекулятивного характера идей немецких философов"... Оба они были немецкие философы, 241
   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244