Page 255 -
P. 255
Я имею в виду две музыкально-философские тезы: "Ницше -- Вагнер -- национал-социализм" и "Ницше -- Скрябин -- большевизм". Дух музыки порождает трагедию, трагедию истории. Поэтому расшифровкой всего содержания книги является название первого знаменитого произведения Ницше "Рождение трагедии из духа музыки. Эллинство и пессимизм", рассмотрению которого и посвящена эстетическая часть трактата. Обе тезы объединены в свою очередь названием тоже знаменитой брошюры Вагнера "Искусство и революция". Первая теза представлена достаточно убедительно. К ней я уже возвращался и на страницах этой книги. Необходимы лишь несколько уточнений и дополнений. На страницах 12 и 33 книги "Элитарная концепция искусства..." вкрались две досадные ошибки. Первая: симфоническая поэма Р. Штрауса "так говорил Заратустра" (1895) названа оперой. Это непостижимое для меня недоразумение, т.к. я хорошо знаю эту музыку по авторской записи на пластинке (1944). Любопытно, что сам Ницше в 1883 году заметил своему другу Петеру Гасту: "К какой, собственно говоря, категории относится этот "Заратустра"? Я думаю, что, пожалуй, к симфониям". 257
   250   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260