Page 257 -
P. 257
дальнейшем отвергли дружбу гения, и оба закончили жизнь в безумии. Йозеф Мельхорн, доктор юриспруденции и начальник тайной полиции Баварии уже много позднее разразившейся трагедии с королем неизменно повторял: -- Да, господа, все началось с того, как нашего юного короля околдовал этот проходимец! (Р. Вагнер -- Д.К.). Было, видимо, что-то роковое в могучей музыке Вагнера для таких экзальтированных натур как Людвиг и Ницше, и, возможно, Ницше инстинктивно это чувствовал. Наиболее убедительным объяснением разрыва двух немецких гениев мне кажется следующее рассуждение И. Гарина: "Союз юного Ницше и зрелого Вагнера был крепок до тех пор, пока первый не осознал всю глубину человечности второго. В сущности Вагнер предал Ницше: искусство метафизического утешения, музыка воли была разрушена тем же Байрейтом, на котором зиждился героический идеал. Вагнер оказался не гением- олимпийцем, а человеком, заигрывающим с католицизмом, правительством и общественностью. Последней каплей оказалась реакция байрейтской элиты на вагнеровские оперы -- обычная реакция толпы, обуреваемой страстью массы. Ведь его музыкой упивались, главным образом, обыватели, образованные, никчемные, пассивные бюргеры вроде 259