Page 271 -
P. 271
творчество Скрябина было его временем "выраженным в звуках". Уф! Примерно так же Плеханов охарактеризовал цели и значение музыки Вагнера в статье "Искусство и общественная жизнь", 1912-1913 гг. Конечно, текст И. Бэлзы местами напоминает анекдот конца 30-х годов: "А кто из царей, кроме Петра I, был за большевиков?" И, конечно, Плеханов не Ленин. Террор был ему чужд, он и в "Земле и воле" пошел на раскол из-за неприятия терроризма. Но ведь марксизм, как и любой революционизм, имеет свою логику -- логику неизбежного насилия. "Хотел ли свободы Парижский Конвент? Преступностью ль стала его правота?" И разве сравним преступный, но героический террор народовольцев, с "красным" преступным террором? Далее мы читаем в монографии уже кое-что знакомое. Ницшеанец Луначарский в 1925 году: "...Скрябин с необыкновенным блеском изображал тот пафос, те порывы страсти, без которых невозможна, конечно, никакая революция... В музыке Скрябина мы имеем высший дар романтизма революции..." 273
   266   267   268   269   270   271   272   273   274   275   276