Page 273 -
P. 273
философии", 1989, ст. "Последняя религия". Вот это место: "Поэт революции" А.В. Луначарский писал в 1919 году: "Для меня она (революции 1905 г. -- Д.К.) была необходимым в своем трагизме моментом в мировом развитии гегелевского духа к "Вседуше", самым великим и решительным актом в процессе "богостроительства", самым ярким и решающим подвигом в направлении программы, формально удачно намеченной Ницше, -- "в мире нет смысла, но мы должны дать ему смысл..." Вот почему русским богостроителям из среды левых социал-демократов в ту пору оказался столь близок и "сверхчеловек" Ницше. Теперь остается только задать вопрос о А.Н. Скрябине. Если одни умнейшие люди видели в нем язычника-антихристианина и ницшеанца, а другие не менее умные люди -- почти социал-демократа и революционера, то кем же он был в своих философских и общественных симпатиях? Не пора ли сказать: "Тот, кто хочет понимать большевистскую Россию, должен знать Скрябина"? Впрочем, мудрая Т. Григорьева в своей изумительной книге "Дао и Логос" пишет: "А. Скрябин "Поэмой экстаза" предупреждал о наступлении Зла -- сатанинских сил мира. Пока 275