Page 267 -
P. 267
Важнейшим местом упомянутой выше тезы было освещение мистико-музыкальных контактов двух ницшеанцев: Скрябина и Ленина. Скрябин -- демон-искуситель, Ленин -- медиум, который должен воплотить в жизнь "Мистерию" композитора. Все работы Ленина последних десяти лет -- зашифровка партитуры "Мистерии". Весь этот, что и говорить, фантастический сюжет, -- из романа В. Шарова "До и во время". Но вот сюжеты вовсе не фантастические. Игорь Бэлза в небольшой монографии "А.Н. Скрябин", М, 1982, анализируя "Сатанинскую поэму" пишет: "Далеко не все произведения, в которых зло противопоставлялось Добру, были созданы до "Сатанинской поэмы", да и социальный аспект такого противопоставления стал известен Скрябину только после встречи с Г.В. Плехановым, рассказавшем ему, что лишь Ленин и его соратники ведут действительную борьбу за торжество справедливости, требующее уничтожения зла". (Господи! Это Плеханов-то -- о Ленине? В 1906 году? -- Д.К.). Однако, что было, то было. "Если под влиянием С.H. Трубецкого он увлекался античной философией, читал различные курсы истории "царицы наук", то познакомившись в 269