Page 278 -
P. 278
В конце концов, происходит "преображение человечества". В скрябинской музыке это преображение тесно связано с идеями цикличности, с "растворением" и "исчезновением" -- и действительно, в конце третьей части вся музыка "сужается" до одной ноты. (Антон Ровнер, РМ, 2000, N 4303). Если это не воплощение всех главных идей Ницше, включая Заратустру, то я тогда не знаю, что такое ницшеанство. Почитайте только что изданные "Воспоминания о Скрябине" Л.Л. Сабанеева: он считал, что попытка композитора объединить музыку и философию оказалась удачной". Мог бы демиург "Мистерии" исполнять эту музыку демиургу революции как руководство к действию? -- Мог бы. * * * Духовная и творческая близость Гельдерлина, Ницше, Вагнера, Скрябина не случайна. Это как раз тот малоизученный феномен, о котором вскользь упоминает московский литературовед А.Ю. Большакова в своей очень толковой книжке "Деревня 280
   273   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283