Page 287 -
P. 287
Но вернемся к Ван Гогу. Одна из последних предсмертных картин Ван Гога -- "Вороны над полем пшеницы", 1890, -- в ней вся философия Ницше, все, что хотел объяснить людям веймарский безумец, уже начавший свой последний скорбный путь в психиатрической лечебнице. И в ней все, что хотел оставить после себя Винсент, умирающий от выстрела в себя в такой же больнице доктора Гаше в Овере. Это синее, переходящие в черное, небо, эта ярко-желтая пастозная пшеница, неудержимо клонящаяся вниз к земле, эта скудная зелень с охрой - - дорога посреди поля; и черные остроконечные мазки над полем -- вороны, взмывающие в небо, нехотя, мрачной тучей, -- все взывает о гибели. Но это "гибель всерьез", это восторг перед бурей, несущей смерть, это готовность встретить ее в последний раз как подобает "Рыцарю". Это и есть визуальное воплощение главного у Ницше: "любви к року". Друг Ван Гога -- Поль Гоген -- почти "сверхчеловек". "Здравствуйте, господин Гоген!" К. Леонтьев -- Ф. Ницше -- А. де Сент- Экзюпери: я лишь отметил их близость в контексте 289
   282   283   284   285   286   287   288   289   290   291   292