Page 59 -
P. 59
существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени -- настоящее прошедшего, настоящее настоящего, и настоящее будущего. Некие три времени эти, существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего -- это память; настоящее настоящего -- его непосредственное созерцание; настоящее будущего -- его ожидание. Если мне позволено будет говорить так, то я согласен, что есть три времени: признаю, что их три... ... Мы измеряем время, как я и говорил, время, пока оно идет... А как можем мы измерить настоящее, когда оно не имеет длительности? Оно измеряется, следовательно, пока проходит; когда оно прошло, его не измерить: не будет того, что можно измерить. Но откуда, каким путем и куда идет время, пока мы его измеряем? Откуда, как не из будущего? Каким путем? Только через настоящее. Куда, как не в прошлое? Из того, следовательно, чего еще нет, через то, в чем нет длительности, к тому, чего уже нет. Что же измеряем мы, как не время в каком-то его промежутке?..." Таков противоречивый, самоотрицающий диалог христианского мыслителя с самим собой. 61
   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64