Page 64 -
P. 64
самостоятельна, дьяволу она нужна для своих целей. Здесь -- тень часть человека, его прошлое, обманувшее и настоящее, и прошлое, подменившее их. Вместо жизни -- миражи, бесплотное ничто, воспользовавшееся слабостью и доверчивостью живого человека. Философский смысл сказки вполне в духе "Или -- или" С. Кьеркегора. Никакой диалектики, никакого отрицания отрицания. Прошлое вас уничтожит, если вы позволите ему хозяйничать. Другой сказочник, Ев. Шварц, дает свой рецепт преодоления тени-прошлого. В пьесе "Тень" тот же ученый находит в себе мужество сказать оборотню: "Тень! Знай свое место!" -- и она подчиняется. Ученого казнят -- но и тень остается без головы. Чтобы спасти зло, воскрешают добро, они не могут существовать друг без друга, как будущее без прошлого. Разоблаченная тень исчезает, чтобы где-то появиться вновь. Почему Андерсен не додумался до такого окончания своей сказки? Уж он-то знал о неразрывной связи добра и зла! Может быть, потому, что его XIX век еще не знал, каким чудовищным монстром может стать тень-самозванец. Хвастливый господин, мелкий пакостник, ничтожество, преодолевающее комплекс неполноценности -- это не самое страшное прошлое, старомодное зло. Шварц 66
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69