Page 25 - IR
P. 25
12. Что же делать? [43] Начинать следует с осознания каждым членом общества решающего фактора культуры в общественном бытии как первичного элемента, необходимого для формирования составляющих национальной идеи и реализации всех общественных преобразований, с последующим превращением этого осознания в основной элемент сознания общественного. [44] 1. "Невозможно проводить экономические преобразования, не решая соответствующим образом политических, идеологических, нравственных, культурных, духовных проблем. 2. Невозможно решать проблемы общественного устройства, отстраняясь от решения экологических проблем /в самом широком понимании экологии/, не производя духовно-нравственной переоценки общественных ценностей, не производя научно-исследовательских работ в прикладной экологии/. 3. Необходимы гарантии и гаранты духовности, культуры и нравственности общества /Церковь, государственные институты, например, - институт верховной иерархии/. 4. Развитие духовности, культуры, нравственности в самом легком варианте могло бы продвигаться сверху: президентские и церковные структуры? РАН?вузы?учительство?школы. Но, кажется, такой вариант безвозвратно упущен. Другой вариант состоит в воздействии через органы массовой информации, через разовые выпуски книг, журналов, газет, насколько это еще возможно в наших условиях. Необходимо инициировать создание различных общественных движений, организаций, носящих культурный, нравственно-просветительский характер, обществ экологической защиты, обществ защиты животных и т.д. Идя по направлению к экономике, следует инициировать создание органов общественного самоуправления и других общественных организаций вплоть до создания профсоюзов как таковых и, возможно, органов самозащиты от организованной преступности. В любом из вариантов необходимо добиваться, чтобы весь общественно-государственный организм /в том числе и административные органы/ взращивался на духовно-нравственной основе. 5. Национальное самоопределение должно реализовываться в рамках государственной структуры через культурные автономии. Воспитание патриотизма должно быть воспитанием любви не только к родному дому, национальному государству, но, начиная от них, необходимо воспитывать любовь ко всей Вселенной, ко всему живому, ко всему прекрасному, ко всей биосфере и ноосфере Вселенной, к Богу". [45] Что может сделать организованная молодежь? -- создание молодежных общественных организаций по всем направлениям общественной жизни (а, значит, и культуры). -- взаимодействие с патриотическом (в лучшем смысле этого слова) интеллигенцией: деятелями искусства, культуры и науки в рамках культурно- экологического проекта и работы с национальной идеей. Это взаимодействие может идти по нескольким направлениям: ознакомительное, рекламно-пропагандистское, кадровое.