Page 187 - МИР-1
P. 187
Нетрудно увидеть сходство в понимании поэтического искусства у русско- го и французского поэтов. Вся великая поэзия так или иначе соответствовала этим постулатам. А другая поэзия, вполне хорошая, оставалась литературой: рифмотворчеством, стихосложением, версификаторством... Зато она была более понятна, близка современникам своей доступной формой, ее охотно читали. По- том забывали, нередко навсегда. "Поэзия - поэт - общество" – важнейшая тема русского искусства. Замечательно остро суммировал все коллизии этой темы Ар. Беленков, на мой взгляд, самый блестящий литературный критик-диссидент 60-х гг., выпихнутый советской властью в эмиграцию за книгу "Сдача и гибель совет- ского интеллигента. Юрий Олеша", появившуюся в России только в 1996 г. Вот несколько цитат из главы "Поэт и Толстяк": "Эта важнейшая тема... излагается так: несмотря на то, что меж детей ни- чтожных мира, быть может, всех ничтожней поэт, его душа способна встрепе- нуться тотчас же, как только чуткого слуха коснется божественный глагол. Предполагается, что поэт по разным обстоятельствам может быть не чужд самых разнообразных недостатков... Однако, несмотря на все это поэт неминуемо обла- дает достоинством, делающим его безоговорочно выше общества. Неминуемое достоинство, делающее поэта безоговорочно выше общества, заключается в том, что он к ногам кумира не клонит гордой головы, а так же в том, что он – сво- бодный человек, не боящийся обличать пороки общества.". <…>. "Конфликт художника и общества трагичен, естественен и неминуем. Почти всегда он кончается гибелью художника. Но попытка этот конфликт, этот закон отме- нить, сделать вид, что его нет, не должно быть, кончается уже не только ги- белью художника, но и гибелью искусства. Из всех условий существования поэта единственное, которым нельзя пренебречь, это – правда, которую он обязан говорить обществу <…>. "Поэт говорит только правду. И ни пытки, ни казни, ни голод, ни страх, ни искушения, ни соблазны, ни кровь жены и детей, ни щепки, загоняемые под ногти, ни женщина, которую он любит и которая предает его, не в состоянии заставить поэта говорить неправду, льстить, лгать, клонить голову и славить тирана. Сдавшийся человек не может быть поэтом. Человек, испугав- шийся сказать обществу то, что он о нем думает, перестает быть поэтом и стано- вится таким же ничтожным сыном мира, как и все другие ничтожные сыновья. Искушения, жажда власти, забота о славе, малодушие, соблазны и страх мешают художнику осуществить свое право и назначение – говорить обществу то, что он о нем думает и что заслуживает оно. Между художником и обществом идет кро- вавое неумолимое побоище: общество борется за то, чтобы художник изобразил его таким, каким оно себе нравится, а истинный художник изображает его таким, какое оно есть. В этой борьбе побеждают только великие художники, знающие, что они ежеминутно могут погибнуть и гибнущие. Других общество уничтожает. Великие произведения так уникальны, потому что выстоять художнику еще труднее, чем создать их . Д.И. Корнющенко, член РФО, академик АТП, работник Института фи- лософии РАН, лауреат 6-ой Артиады народов России по литературе, фило- соф, культуролог, искусствовед…" – 185 –
   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192