Page 191 - МИР-1
P. 191
21. Посмотрите, нельзя ли Ваше произведение укоротить удалением це- лых абзацев, четверостиший – может, оно станет лучше? 22. Попробуйте переставить абзацы, четверостишия. 23. Откажитесь от разжевывания своих мыслей. Имейте чувство меры. Подведите читателя к моменту, когда он сам поймет, что Вы хотите ему сказать. Доверяйте читателю. 24. Посмотрите, нельзя ли из одного длинного произведения сделать два или три более маленьких, более энергичных произведений (особенно, если Вы видите в середине изначального произведения точки макси- мума, т.е. строчки, претендующие на то, чтобы стать концевыми). 25. Постарайтесь избавиться от излишнего повтора одних и тех же слов. 26. Смотрите, нельзя ли заменить то или иное слово на слово с большей энергетической насыщенностью (в пределах поэтической задачи). Например, "дремучую печаль" лучше заменить на "дремучую тоску", а "тихую тоску" – на "тихую печаль". "Не белый снег" (отрицание), если это не противоречит замыслу, лучше заменить на "черный снег". "Очень противно" замените на "противно" – будет бóльшая энерге- тическая плотность. 27. Постарайтесь избавиться от "слов-паразитов", чья единственная за- дача – выдержать размер строчки или ритм. Если не удается такие слова удалить – попробуйте заменить их. 28. Перестановка слов в строчке тоже может изменить энергетику в ту или иную сторону. 29. Помните, что в идеальной строчке все слова на месте: ничего нельзя вставить, убрать, заменить, переставить (оставаясь в то же время на высоком уровне по каждому поэтическому параметру). 30. Читайте отечественную и зарубежную классику. Читайте произведения вы- дающихся авторов. Не помешает – и литературоведение. Воспитывайте в себе чувство гармонии, чувство меры и литературный вкус. 31. Помните, что истина конкретна и реализация любого совета в конкретике может принять своеобразные формы, требующие от Вас нестандартных ре- шений. Если задача неразрешима в "плоскости", выходите в "про- странство". Редакция Следующие номера альманаха посвятим более подробному рассмотре- нию изложенных пунктов и их феноменологическим концепциям. – 189 –