Page 13 - МИР-2
P. 13
Сегодня эволюционная этика лежит в основе религиозного культа с эко- логической начинкой Нью Эйдж. В последнее время доктрины этого культа ак- тивно распространяются в Восточной Европе под именем валеофилософии, включающей валеологию ("учение" о здоровье человека) и валеоэкологию ("уче- ние" о здоровье природы), проникая даже в государственную систему образова- ния в виде специально введенного курса Валеология, учащего жизни "в гармонии с природой". Как всякое натуралистическое учение, экология изначально сводит все явления мира лишь к естественным причинам (хотя порой под категорию "ес- тественного" попадают весьма странные понятия, например – мировой разум). В связи с этим отвергаются воспитанные христианством представления о трансцендентном происхождении и абсолютном характере норм морали; о непосредственной связи состояния тварного мира и этического состояния чело- века; об ответственности человека, как блюстителя Божьего творения. Фак- тически мы стоим перед реальностью возникновения новой цивилизации, кото- рая будет полностью строиться на доктринах синкретического религиозного культа New Age и использовать эволюционную этику в качестве нравственного кодекса. Здесь самое время задаться вопросом: какой будет эта цивилизация? И будет ли она способна разрешить экологические проблемы? Я думаю – нет, ибо порочный круг заложен уже в самое основание этого подхода. Предрекая неиз- бежность экологической катастрофы, экология ставит основной задачей ее же (катастрофы) предотвращение. Глобальные методы решения этой задачи утопичны, а способы достижения поставленных целей эгоистичны. В соответствии с экологическими принципами, в условиях борьбы за су- ществование выживут лишь наиболее приспособленные, остальные же станут не более, чем жертвой естественного отбора, жертвой безличному богу экоре- лигии. И это – вполне естественное завершение логической цепочки, в начале которой стояли посулы охраны здоровья человека от вредоносных изменений окружающей среды. Это – логическое завершение любого гуманистического учения, изначально декларирующего безграничность прав на удовлетворение потребностей человека, а в итоге лишающего его даже права на собственную жизнь через оправдание абортов, инфантицида, эйтаназии, суицида и проч. Экологический кризис действительно существует. Но это – не кризис мифического, никем никогда не виданного природного прогресса. Это – кризис самого экологического учения, исходно основанного на хоть и соблазнитель- ных, но совершенно не связанных с реальностью идеях. (Андрей Горяинов) 8. (Е.М. Гуреев) Гигантский разрыв между нынешними потребительскими ценностями и возможностями биосферы удовлетворить их, преобразование христианских ценностей в потребительские и лежат в основе экологического пессимизма. Если этот разрыв не будет преодолен, то пессимистические воззре- ния Андрея Горяинова окажутся реальностью. Что же необходимо сделать для ликвидации этого разрыва? Прежде всего, гуманитарное образование человече- ства, переход к высоким нравственным ценностям, а затем и одновременно ре- шение конкретных проблем взаимоотношения техногенной цивилизации с пла- нетарной биосферой (до астросферы и далее). Достаточно ли при решении взаимоотношения между техносферой и био- сферой ограничиваться преобразованием техносферы и техногенными же рас- четами результатов взаимодействия биосферы и преобразованной техносферы? – 11 –