Page 184 -
P. 184
он был отрицателем, "человеком последнего бунта", ломавшим историческую мораль. Для других он был учителем, именно учителем и проповедником новой нравственности, "любви к дальнему"... И, странным образом, именно Ницше многим подсказал идею религиозного синтеза, религиозной культуры... Марксизм в 90-е годы был пережит у нас, как мировоззрение, как философская система... Это было восстание новой метафизики против засилья морализма. Метафизика марксизма была дурной и догматической метафизикой. Но ... марксизм ... был практическим возвращением к онтологии, к действительности, к "бытию"... Возникал вопрос о свободе и необходимости в общественном процессе, и это неизбежно уводило в метафизику". Л. Толстой интересовался книгами Ницше, читал их. Но относился к его философии с нескрываемым возмущением (если не ошибаюсь, в его "Круге чтения" нет цитат из Ницше, кроме только одной в 9 томе, хотя кое-что легко бы вписывалось в общую парадигму этого свода "жизненной мудрости"). По свидетельству врача Д. Маковицкого в августе 1908 г. Толстой распорядился убрать все сочинения Ницше -- злился, зачем потратил время на них (но все-таки тратил!). Доходило до ругани: "Ницше -- это бред сумасшествия и 186