Page 283 -
P. 283
Жукова проглядывают в лицах персонажей германского и славянского эпосов. Много красивой мистики, таинственной загадочности, вообще все красиво. И не скажешь, что это сталинская эстетика красоты сливочных тортов и хрустальных люстр. На тусклом фоне живописи социалистического реализма 60-70 годов К. Васильев действительно сверкает, хотя знали его в то время не многие. Вл. Солоухин осмелился сравнить его с живописью передвижников, не в пользу последних, но на большее не пошел. Однако, "бульдозерной выставки" Васильев вряд ли бы удостоился, да и Н.С. Хрущев вряд ли обматерил бы его, как он это сделал в 1963 году на выставке "формалистов". Вожди любят такое искусство, если им помогают в героях полотен угадывать самих себя. Но могут и не угадать. Арийская эстетика -- как у Ницше на втором этапе его философских исканий: ничего безобразного, ничего декадентского, только позитивно-красивое. И -- прямое сходство живописи русского художника с живописью Третьего рейха. Те же орлы, те же сюжеты: "Прощание", "Последняя граната", "Северное море" -- это названия работ немецких авторов 30-40-х гг. Но самое удивительное: плакаты, призывающие к "тотальной войне" -- герои вермахта, "Гитлерюгенда", фольксштурма как будто бы через 285