Page 282 -
P. 282
нашумевшем когда-то романе Ан. Кима "Белка". К. Васильев был очень талантлив. Вот что важно. Увлечение музыкой Р. Вагнера, музыкой Скрябина -- и великолепные черно-белые графические портреты обоих композиторов в нач. 60- х. (хотя есть и другие, не менее замечательные), иллюстрации к тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга". Чтение исландских саг -- и открытие -- оказывается, русский род происходит из рода Вёльсунгов (или наоборот). Следуют иллюстрации к "Саге о Вёльсунгах", к "Эдде", к "Песне о нибелунгах". Зигмунд и Зигфрид, Фрейя и Валькирия, Один и Альбрехт -- эти графические листы, я думаю, безоговорочно восхитили бы и Вагнера и Ницше. У последнего есть стихотворение "Смерть Зигфрида". Древнегерманские языческие образы состязаются в мужественной красоте с образами из славянского языческого пантеона, с героями русских былин, с персонажами древней истории Руси. Впрочем, это одни и те же люди. Персонифицированные образы русских витязей, русских женщин, мужчин таковы, какими бы их хотела видеть нация, гордящаяся своим прошлым. Потом -- война, "Марш "Прощание славянки" -- знаменитое в нач. 80-х полотно. Портрет маршала Г.К. Жукова -- это явный "сверхчеловек". Черты лица 284
   277   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287