Page 285 -
P. 285
Гюго, Флобер, Шекспира он, как и Рембрандта, считал высшим идеалом в искусстве. Очень любил поэзию великого Уитмена. Стоп! От демократа Уитмена не так уж далеко до аристократа Ницше. У Борхеса: "Ницше хотел сделаться Уолтом Уитменом, полюбив свою судьбу без остатка". Но все равно не то. Совершенно различно окружение Ницше -- аристократическая художественная и философская элита Европы -- и сверхдемократическая богема, в которой жил и творил Ван Гог. О героях их творчества и говорить нечего -- у голландского живописца эта та масса, которой побаивался Ницше, и к которой так был неравнодушен Сократ: крестьяне, ткачи, шахтеры, рыбаки... Но когда я гляжу на полотна Ван Гога, я обязательно вспоминаю "волю к власти" -- волю к жизни. Когда я смотрю на работы арльского цикла: эти незамысловатые дома, ночные кафе, скудные комнаты, убогие стулья, неказистые лица, автопортреты художника, -- я вспоминаю афоризмы философа, я вспоминаю его "Как философствовать молотом". Некогда талантливейший публицист и писатель Евгений Богат заметил, что в конце XIX века в 287