Page 40 -
P. 40
но еще восполняя и развивая его. В связи с этим стоит другое качество вспоминаемого. -- Оно противостоит мне, как нечто уже неизменное, подобно неизменности и независимости от меня внешнего мира. То, что я сам сделал, даже во внутренней душевной стороне своей столь же не зависит от меня, как и то, что я воспринимаю вовне, хотя я и сознаю, что это я сам когда-то его сделал, когда-то был таким. Активность и свобода твоего настоящего, конечно, не исчезают и не умаляются. Но они (собственно говоря -- активность и свобода высшего моего бытия) лишь пронизывают независимо уже от них мое прошлое, выражаясь в постижения его, в своеобразном слиянии с ним и в его раскрытии и развитии. В восприятии иного есть и мое чужое, относимое к другому, чем я, субъекту или объекту. Но, вспоминая, я причаствую ранее воспринятому воспринятого "от себя": я не создаю чужого в нем самом. Воспоминание есть связь меня -- настоящего с иным-чужим чрез слияние мое со мной его воспринимающим и-- почему не сказать этого? -- еще воспринимающим. Иное-чужое или иное -- транссубъективное никогда не было и не бывает моим (если отвлечься от редких случаев мистического слияния, но тогда уже и принадлежащее мне мое должно пониматься в более широком смысле слова: как принадлежащее высшему 42
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45