Page 42 -
P. 42
совокупность перетекающего времени мне было необходимо соединить с сегодняшним и завтрашним днями. Не получалось, т.к. для этого пришлось бы менять всю этическую парадигму мемуара, а это не соответствовало моим планам подведения итогов. Была в этом процессе воспоминаний какая-то психическая взвинченность, какая-то интеллектуальная истерия, какая-то сверхценная идея, которой я заставлял следовать и других, ни в чем неповинных людей. Впрочем, причина -- куда тяжелей. Все-таки я заставил себя вспомнить, как все было на самом деле, а не так, как мне вначале хотелось. Не сразу, -- сначала более приемлемые для самоуважения эпизоды, не опасные и для других, потом -- все полностью. Забывая прошлое, мы привычно виним память, но она-то как раз не при чем. Все, что с нами происходило, в ней существует. Она честно исполняет роль хранителя нашего прошлого. "Память -- врата к сердцу личности", -- говорит А. Бергсон в "Материи и памяти". В процессе личностно-нравственного развития угодливым и лживым становится наше сознание: тревожась о подрыве наших моральных ценностей, оно останавливает память запретом: не смей! Кладовые памяти остаются не востребованными, вместо действительного прошлого на свет рождается его суррогат -- воображаемое прошлое. Наше 44