Page 45 -
P. 45
правду о нем". Но кто же хочет слышать о себе правду? Вот почему эта дилемма не разрешима, или разрешима только в одностороннем порядке. Опять Ницше: "От степени психологической утонченности человека зависит, смотрит ли он на свои поступки как на добрые или как на злые. И не только утонченность, здесь оказывают свое действие: и мстительность, и душевное состояние, и деликатность, и легкомыслие, и т.д., и т. д." Свое восстановление прошлого я не могу назвать злом. Но и добром тоже не могу. Буду считать это недобрым поступком: недобрым -- это не значит обязательно злым. Но ради чего? Ради понимания того, что раньше не нуждалось в понимании. Наступает время жизни, когда мучительно хочется спросить и понять: себя и других, именно других, т.к. себя мы понимаем через других. Имаго (образ) прошлого привычно смутен, мы довольствуемся какими-то неясными очертаниями, обрывочными воспоминаниями событий и лиц, отношений и фактов, почти не соединяя их друг о другом. Еще недавно картина прошлого казалась привычной, единственной и неизменной. Но вот приходит время собирания 47