Page 43 -
P. 43
самосознание постоянно нуждается в признании окружающих, какими бы они не были. Этому важнейшему условию человеческого существования служат структуры мнемонических табу. Богиня Мнемозина была матерью девяти муз, и могла наказать потерей памяти. Но античная мифология позаботилась и о противоположном образе: дочь богини раздора Эриды Лета персонифицировала забвение. В те же дни я прочитал в статье Б. Шалютина "Человек лгущий": "Образы прошлого в полной мере подпадают под ценностную цензуру, нередко работающую здесь мягко и незаметно. Прошлое индивида -- это не только и не столько внешние события, сколько сопровождающие их внутренние процессы. Но последние не имеют внешних объективаций и остаются лишь в памяти. Память же -- ненадежный свидетель даже сама по себе. Что уж говорить, когда ее неуверенный лепет оказывается под могучим напором, например, потребности в самоуважении? "А был ли мальчик?" Прошлое не только можно изменить, его нельзя не изменить. (Жур. "Человек", 1996, N 6). Сколько раз мне пришлось убедиться в справедливости этих слов, предлагая другим вспомнить нечто! Ведь наше прошлое было когда-то настоящим и казалось вполне обычным, вполне приемлемым. Мы жили в нем совершенно не задумываясь о его последствиях, 45
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48