Page 13 - tom-1t
P. 13
но, эта страсть к титулованию является своеобразным куль- турным атавизмом. Но вспомнилось мне и другое. В 1994г. В книге "Инте- гральная диалогика: попытка новой технологии гуманитар- ного образования" я писал о "первых учениках" советского учительского корпуса. Мне тогда вспомнился маленький диалог на последних страницах знаменитой пьесы "Дракон" Е.Шварца. Генрих, способный предавать всех и вся, ради своего благополучия, предлагает вновь вернувшемуся Лан- целоту список преступлений своего отца-бургомистра: – Ланцелот. Замолчи! – Генрих. Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то лично я ни в чём не виноват. Меня так учили. – Ланцелот. Всех учили. Но зачем ты оказался пер- вым учеником, скотина такая? Всех учили быть преданными КПСС, быть идеологиче- ски стойкими, верить в торжество идей коммунизма. Конеч- но, учитывались профессиональные и деловые качества, но их уровень определялся администрацией городского, район- ного, школьного уровня. Личная преданность и покорность администрации решала всё. По долгу службы мне пришлось написать несколько десятков характеристик-представлений на всевозможные звания и награды (на меня не написал никто и я горжусь этим: на меня писали доносы). Вот эти-то учителя, кто рвал- ся в "первые ряды", в итоге и становились "первыми учени- ками". Талантливых, отмеченных искрой Божьей, стремящих- ся к подлинному мастерству, обычно строптивых и несо- гласных учителей-нонконформистов в ряды "первых учени- ков" пропускали крайне редко. Поскольку первые ученики всегда владеют добротным педагогическим ремесленничест- вом, в котором ошибиться очень трудно, на них вешаются дополнительные награды и прочие реально выгодные поощ- рения. Они всегда готовы действовать по принципу "чего изволите-с?, не задумываясь над тем, какой вред может при- 10