Page 144 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 144
Десятки лет я занимался эстетическим воспитанием в школе, вкладывая в это понятие совсем не то содержание, которое господствовало в советской педагогике. Те "дамские альбомы", о которых я упоминал только что, сама собой исчезли из обихода с сер. 30-х гг. XX века. В годы Большого террора они превращались в опасные улики: когда поэтов и писателей тысячами расстреливают и: отправляют в концлагеря, любой их автограф мог помочь разоблачить еще одного "врага народа". Та же участь постигла дневники, которые традиционно вела российская интеллигенция - в большинстве своем авторы их уничтожали, боясь, что любая двусмысленность в тексте, может привести к репрессиям. Так исчез в большинстве своем важнейший слой российской культуры. В 60-е годы на смену женским альбомам пришли "девичьи альбомы": общие тетради с заветными мыслями, изречениями, поэзией и прозой. Это была неофициальная молодежная субкультура, но преобладала она все-таки чаще среди девушек из малообразованных слоев населения /примерно с 14 лет/. Боже, чего там только не было! И прежде всего масса вклеенных открыток с изображением цветов, обычно роз с соответствующими сентенциями о шипах и увядающих лепестках, о том, что розы нужно срывать во всей их свежести. Роза - всегда скрытый символ женской эротики, олицетворение женско- сексуального, но еще не пробудившегося начала. Об этом в довольно откровенных символах свидетельствует средневековая эмблематика алхимии, ордена розенкрейцеров, астрологические знаки. Девушка, сами того не сознавая, идентифицировали свою пробуждавшуюся сексуальность с розой: ее шипы - защита невинности, но и помеха в неосознанной готовности расстаться с ней. Но замечу следующее: если в альбомах "дам былых времен" поэзия в духе стихов В. Семендяя напрочь отсутствовала / этому не позволял эстетический вкус женщин/, то стихи в тетрадях старшеклассниц и учениц ПТУ были совершенно адекватному, что сегодня он пишет о любви и красоте. Во всяком случае за то," что я прочитал, ручаюсь. В те времена 60- 80-х гг. с этой "пошлостью" боролись всеми средствами. Я же, напротив, просил у девушек разрешения читать их заветные альбомы, и некоторые, хотя и недоверчиво /они считались тайной/, но давали их мне на время. И я сумел понять, что для них эти любовно оформленные тетради , - всего лишь суррогаты прекрасного, недосягаемого, их убогий представления об эстетических и этических канонах. Это была их мечта о некоем Идеале красоты. Бороться с этим было бесполезно. Нужно было воспитывать иные идеалы, но этому мешала официальная советская культура, навязывающая молодежи свои идеалы. Поэтому 142
   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149