Page 144 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 144
Десятки лет я занимался эстетическим воспитанием в школе, вкладывая в это понятие совсем не то содержание, которое господствовало в советской педагогике. Те "дамские альбомы", о которых я упоминал только что, сама собой исчезли из обихода с сер. 30-х гг. XX века. В годы Большого террора они превращались в опасные улики: когда поэтов и писателей тысячами расстреливают и: отправляют в концлагеря, любой их автограф мог помочь разоблачить еще одного "врага народа". Та же участь постигла дневники, которые традиционно вела российская интеллигенция - в большинстве своем авторы их уничтожали, боясь, что любая двусмысленность в тексте, может привести к репрессиям. Так исчез в большинстве своем важнейший слой российской культуры. В 60-е годы на смену женским альбомам пришли "девичьи альбомы": общие тетради с заветными мыслями, изречениями, поэзией и прозой. Это была неофициальная молодежная субкультура, но преобладала она все-таки чаще среди девушек из малообразованных слоев населения /примерно с 14 лет/. Боже, чего там только не было! И прежде всего масса вклеенных открыток с изображением цветов, обычно роз с соответствующими сентенциями о шипах и увядающих лепестках, о том, что розы нужно срывать во всей их свежести. Роза - всегда скрытый символ женской эротики, олицетворение женско- сексуального, но еще не пробудившегося начала. Об этом в довольно откровенных символах свидетельствует средневековая эмблематика алхимии, ордена розенкрейцеров, астрологические знаки. Девушка, сами того не сознавая, идентифицировали свою пробуждавшуюся сексуальность с розой: ее шипы - защита невинности, но и помеха в неосознанной готовности расстаться с ней. Но замечу следующее: если в альбомах "дам былых времен" поэзия в духе стихов В. Семендяя напрочь отсутствовала / этому не позволял эстетический вкус женщин/, то стихи в тетрадях старшеклассниц и учениц ПТУ были совершенно адекватному, что сегодня он пишет о любви и красоте. Во всяком случае за то," что я прочитал, ручаюсь. В те времена 60- 80-х гг. с этой "пошлостью" боролись всеми средствами. Я же, напротив, просил у девушек разрешения читать их заветные альбомы, и некоторые, хотя и недоверчиво /они считались тайной/, но давали их мне на время. И я сумел понять, что для них эти любовно оформленные тетради , - всего лишь суррогаты прекрасного, недосягаемого, их убогий представления об эстетических и этических канонах. Это была их мечта о некоем Идеале красоты. Бороться с этим было бесполезно. Нужно было воспитывать иные идеалы, но этому мешала официальная советская культура, навязывающая молодежи свои идеалы. Поэтому 142