Page 27 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 27
Д. И. Корнющенко. Член Российского философского общества, лауреат I\/ Артиады народов России. ЛИТЕРАТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. (из главы новой книги) Формы воплощения вербального (речевого, устного) диалога в визуальный (воспринимаемый зрением) текст разнообразны. Такой текст может (и должен) содержать в себе черты демонстративной и перформативной группы текстов, т.е. он становится текстом- контаминацией. Демонстративный текст предполагает отделенность от описываемых ситуаций, действий. Автор является активным участником этих событий, но процесс описания их - это иная ситуация, отличаемая от самого действия. В момент их описания эти события и действия уже в прошлом и лишь фиксируются в тексте. Это своего рода оформление совершенных ранее поступков. Демонстративный текст показывает, "демонстрирует" достижения, он предполагает, что автор в данной области достиг чего-то большего, чем будущие читатели. Это - трансляция знаний и методов. Но методы не передаются в подобной трансляции, т.к. традиционно они передаются в самой деятельности. Информативный текст - это высказывания-утверждения, которые не просто описывают некоторые действия, а сами являются такими действиями, акциями. Т.е., перформативный текст - не описание какой-либо деятельности, а сама эта деятельность. Процесс его создания - не отчет о прошлых успехах в решении проблем: автор решает их здесь и теперь в самом процессе написания текста. В отличие от демонстративного, перформативный текст не отсылает никуда и ни к кому, кроме самого себя; все, что достиг автор, явлено в этом тексте, в его содержании и способе организации. Если автор создает своим текстом нечто и для него новое, то его зависимость от внешней оценки не отель однозначна: даже если текст воспринят негативно, он всегда все равно остается при авторе. В таком. тексте тоже есть элементы трансляции - описание параметров объекта, но особым образом организованный текст, т.е. его специфика, превращает его в деятельность (для автора - в изложении, для читателя - в восприятии ). Эта та самая деятельность, в которой только и могут передаваться и усваиваться методы, Перформативный текст предъявляет авторскую работу по достижению чего-то, трудности и сомнения автора, который исходит 25