Page 69 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 69
пассионария переполняет энергия, не только отвлекающая его от рационального анализа собственных действий, но и отодвигающая на второй план инстинкт самосохранения. Л.Н. Гумилев подчеркивал, что пассионарии – это чаще всего люди толп. Вожди и всякого рода лидеры, вплоть до мелких групповых соблазнителей, очень часто сами пассионариями не являются. В том смысле, что готовы других кидать на баррикады, сами же отсиживаясь "в разного рода бункерах" (А.В. Кацура, указ. соч., с. 275 – 276) Это в XX веке: известна патологическая трусость Ленина и Сталина, но личная храбрость Муссолини и Гитлера. Всем пассионариям, большим и малым, требуется несметное количество героев. Отсюда воспевание массового героизма в советском обществе. Героизм, сам по себе, похвальное человеческое качество, если иметь в виду человеческую психологию. Но что это за общество, которое не может жить без героизма и особенно - без массового героизма? Демократическое общество отменяет героев как основу общественного существования. А в России? Устали ли мы от назидательного воспевания героизма? Наверное, не все, иначе бы не было фантастически нелепого восхваления этого явления по случаю каждой годовщины Дня Победы. Честь и слава героям! Но это не оправдывает руководителей, не сумевших организовать отпор врагу и сохранить максимально возможное количество жизней. Вспомним, что Победа далась ценой жизни 30-40 миллионов человек, но ее сразу же украли у народа советские "пассионарии". Е.М. Я согласен: героизм это личное дело человека, но плохо, когда государство строит свою политику в расчете на "массовый героизм" и только на "массовый героизм". Еще хуже, когда оно интерполирует эту политику и на далекое будущее. Это государственный (пассионарный) эгоизм, злоупотребление лучшими человеческими качествами, ставящий под угрозу человеческую жизнь. Что касается пассионариев, то на определенных этапах общественного развития без них, видимо, не обойтись. Я имею в виду тех пассионариев, деятельность которых изначально направлена на общественное благо. Но нужна такая культурная почва, которая способствовала бы тому, чтобы за пассионариями шли лишь жертвенные добровольцы, отдающие себе полный отчет в пути, который они избрали. Нужны "противовесы". Д.И. К счастью для человечества, наряду с пассионариями существуют и "субпассионарии", которые оказываются спасителями своих этносов, когда пассионарность вождей вступает в стадию "перегрева" и из силы созидательной превращается в разрушительную. 67