Page 44 - МИР-2
P. 44
ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИНСТИТУТ СЕМЬИ. Учение о браке, которое содержит Церковь, очень глубоко. Более того, брак-это Таинство, т.е. то, что не может быть понято до конца человеческой ло- гикой. И все же давайте постараемся понять, какой смысл вкладывает Церковь в это Таинство. Прежде всего, отметим следующее: еще не было Христовой Церкви, мало того, еще не произошло грехопадения, а брак уже был; еще в Раю Бог созидает из сотворенных Адама и Евы первую семью: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28); и далее: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24). Брак есть некое Таинство "само по себе": Таинство до Таинств; его смысл — что двое становятся "в плоть едину"; т. е. как бы одним существом. Здесь мы соприкасаемся с основами Творения: человек как личность отдельная, самостоятельная, самоценная — наделяется способностью в браке составлять некое надличностное единство — для чего Господь и сотворил человека, так сказать, разным в половом смысле — мужчину и женщину (см. Быт. 1, 27). Таким образом, мы видим, что брак есть естественный по факту творения союз мужчины и женщины. В чем же Церковь видит здесь — не просто благосло- вение Божие, от начала почивающее на этом союзе, — но именно Христово Таинст- во? Кратко можно сказать так. После грехопадения жизнь человека раздроб- лена во всех своих проявлениях, в частности появилось противопоставление зем- ной жизни — жизни вечной. В Церкви, в ее Таинствах и вообще в жизни Св. Духа. Который усваивает каждому человеку плоды удомостроенного Христом Господом спасения, в земную жизнь человека входит вечность, Царство Божие, уже пришедшее в силе, и приобщает человека Богу. И брак, который после гре- хопадения был естественным и благословенным союзом людей. но для земной лишь жизни, — в Церкви приобретает вечное измерение и соотносится с Христом Господом; не просто союз двух людей — но во Христе; не просто для этой, вре- менной жизни — но навсегда, в вечности. Это позволяет апостолу Павлу сравнивать брак, т. е. союз мужчины и женщи- ны, с союзом Христа и Церкви. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, пото- му что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но пи- тает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от пло- ти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и приле- пится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по от- ношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 22 — 25, 28 — 33). "Боится" — не в нашем смысле, а на библейском языке: благоговеет, почитает, любит. В этом новозаветном тексте выражен христианский смысл брака не просто как естественного соединения мужчины и женщины, но их союза по образу от- ношений Христа и Церкви, — то есть земной смысл брака как продолжения рода становится на подчиненное место, смещается с центра; главным и самым важным становится вечное значение союза двух людей во Христе. Римское право рассматривало брак, прежде всего как договор, влекущий за собой определенные правовые, имущественные и прочие общественные обязан- ности; слова апостола Павла: Так должны мужья любить своих жен, как свои те- – 42 –